Эксперт рассказал, в каких случаях суд чаще признает виновником ДТП водителя

images

Самыми распространенными причинами ДТП являются несоблюдение скоростного режима и нарушение правил маневрирования.

Начну с того, что свой юридический стаж я начал с должности следователя по расследованию ДТП. Проработав там продолжительное время, я приобрел практический опыт, позволяющий мне рассуждать на данную тему.

Последние годы официальная статистика причин ДТП с пострадавшими в процентном отношении почти не меняется и выглядит следующим образом:

— превышение безопасной скорости движения (23,8%)

— нарушение правил маневрирования (19,7%)

— нарушение правил проезда перекрестков (7,3%)

— несоблюдение дистанции (7%)

— переход через проезжую часть в неустановленном месте (6,7%)

— управление авто в нетрезвом виде (6,6%)

— выезд на встречную полосу (6,5%)

— другие случаи (22,4%)

Обращаю ваше внимание на то, что самыми распространенными причинами ДТП являются несоблюдение скоростного режима и нарушение правил маневрирования. Я хотел бы остановиться на них более детально, поскольку именно из-за них на дорогах Украины гибнет больше всего людей.

На первый взгляд может показаться, что несоблюдение скоростного режима – это движение автомобиля со скоростью 80 км/час там, где разрешено только 60 км/час. Но согласитесь, что из-за подобного нарушения на пустой дороге ДТП не произойдет. На самом деле все немного сложнее, и связано это с наличием на проезжей части других участников дорожного движения и их поведением.

Так, п. 12.1. Правил дорожного движения Украины (далее – ПДД) гласит, что при выборе в установленных пределах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности перевозимого груза и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им. Иными словами, водитель должен двигаться с такой скоростью, что бы его транспортное средство не сорвалось в занос, не опрокинулось и смогло вписаться в радиус поворота.

Согласно сложившейся в Украине судебной практике, если автомобиль занесло, значит скорость была небезопасной, и водитель виновен в совершении ДТП. Хочу обратить ваше внимание на то, что конкретную величину безопасной скорости вы не встретите ни в одном законе и ни на одном дорожном знаке. Безопасная скорость рассчитывается экспертным путем уже после ДТП и зависит от множества факторов: вида и состояния дорожного покрытия, погодных условий, модели транспортного средства, его загрузки, уклона дороги и т.п.

К примеру, даже ограничение максимальной скорости движения до 40 км/час в зимнее время года совсем не означает, что при движении с указанной скоростью по гололеду ваш автомобиль не сорвется в занос и не окажется на встречной полосе движения. Мне встречались выводы экспертов, в которых безопасная скорость при гололеде приравнивалась к нулю, т.е только нулевая скорость исключала занос.

И поверьте, в этом случае обвинять дорожные службы бесполезно, у них по документации всегда “посыпано”, а доказать иное практически невозможно. Вот и получается, что каждый водитель на свой страх и риск должен интуитивно выбирать безопасную скорость, так как именно на нем лежит вся ответственность за положение его автомобиля на дороге.

Пункт 12.2. ПДД предписывает, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна быть такой, чтобы водитель имел возможность остановить транспортное средство в пределах видимости дороги. Это касается всеми нами нелюбимой езды в туман или ночью в дождь (метель). Зачастую водители в такую погоду стараются поскорее добраться в пункт назначения и пренебрегают данным пунктом ПДД, двигаясь с высокой скоростью.

Именно эта причина впоследствии лишает водителей возможности остановиться перед препятствием на дороге. В случае ДТП такие водители часто считают себя невиновными, обвиняя во всем попутного велосипедиста или пешехода, которые неожиданно возникли прямо перед капотом. Они даже не задумываются, что всему виной не препятствие, а несоразмерно высокая скорость по отношению к видимости проезжей части.

И, наконец, п. 12.3. ПДД – лидер среди пунктов ПДД о скоростном режиме, которые чаще всего нарушают водители. Он гласит, что в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия. Следственные органы всегда проверяют действия водителя на соответствие данному пункту ПДД, когда на его пути возникает опасность или препятствие.

Опасность может быть разной: бегущий к дороге пешеход, неожиданно выехавший со двора автомобиль, человек с белой тростью возле проезжей части и т.п. Препятствием может быть попутный автомобиль или неподвижный объект. Мне, например, однажды ночью на дороге встретилось препятствие в виде аккумулятора от грузовика, выпавшего из открытого багажника впереди едущего автобуса. Так вот, как только водитель обнаруживает опасность для движения, он незамедлительно должен тормозить либо безопасно объехать препятствие.

Зачастую быть ДТП или не быть решают десятые, и даже сотые доли секунд, ведь чем быстрее водитель правильно отреагирует на опасность, тем больше у него шансов избежать контакта. Проблема соблюдения водителями данного пункта ПДД состоит в том, что водители часто несвоевременно реагируют на опасность и теряют драгоценное время.

Одни едут слишком расслабленными или уставшими, не следят за изменением дорожной обстановки и просто не замечают или несвоевременно замечают возникающую для них опасность.

Другие водители, проявляя преступную самоуверенность, не тормозят до последнего и надеются, что опасность сама пройдет (пешеход успеет перебежать дорогу, выезжающий из двора автомобиль остановиться, а человек с белой тростью не шагнет на проезжую часть).

Разобравшись со скоростным режимом, хотел бы вам поведать о нарушениях правил маневрирования. Самым распространенным нарушением правил маневрирования я считаю нарушение пункта 10.1. ПДД, согласно которому, перед началом движения, перестроением и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасно и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения.

Каждый раз, когда я читаю данный пункт ПДД, я вспоминаю свой первый опыт езды на автомобиле. В память врезалась фраза моего отца: “Ты должен выезжать с второстепенной дороги на главную так, чтобы не вынуждать никого тормозить или объезжать тебя”. Я до сих пор придерживаюсь данного правила, ведь основным моментом пункта 10.1. ПДД является запрет создания опасности или помех для других участников движения.

Вы будете признаны виновными в ДТП, если из-за начала вашего движения или смены его направления водитель другого авто, имеющий преимущество в движении, не успеет затормозить или объехать вас. Среди причин нарушения данного пункта – невнимательность, неправильная оценка дорожной обстановки либо откровенное неуважение к другим участникам дорожного движения.

В этом блоге я перечислил и попытался растолковать основные причины ДТП. Я не питаю иллюзий относительно того, что все водители, которые прочитают эту статью, начнут неукоснительно соблюдать данные пункты ПДД. Однако я оптимист и все же верю в то, что хоть какой-то процент водителей задумаются и последуют моим советам, что может впоследствии сохранит кому-то здоровье, а может быть и жизнь.

По материалам Интернет – сайта:

http://www.autosvit.com.ua/

Понравилась запись? поделись: 

comments powered by Disqus

Вас может заинтересовать: