Правила дорожного ОБЩЕНИЯ

Авто-Юрист
Дорожная памятка водителю для обеспечения собственного комфорта и безопасности на дороге
ПРАВИЛА дорожного общения
1. Предисловие
Общеизвестное утверждение: “Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения” для многих имеет продолжение. Для кого-то оно означает комфорт и безопасность перемещения в пространстве. Однако в некоторых случаях езда за рулем может стать источником нервотрепки и прямых финансовых потерь. Особенно если речь идет о дорожно-транспортных происшествиях или штрафах ГАИ. Как же избежать возможных неприятностей?Конечно, главное – неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения – ведь они, без преувеличения, “писаны кровью”. Но есть еще целый ряд неписаных правил, выработанных многолетним водительским опытом. Вот только усвоены они не всеми, что нередко становится причиной недоразумений и неприятностей на дороге.

Многие водители, даже досконально изучившие Правила дорожного движения – как писаные, так и неписаные, мало что знают о взаимоотношениях с другими участниками дорожного движения, а также “всемогущими” сотрудниками Государственной автомобильной инспекции. А ведь в основе этих отношений лежит около сотни законов и подзаконных актов. Даже поверхностное знакомство с ними позволит избежать многих недоразумений и, как следствие, – прямых финансовых потерь.

Эта книга устранит пробелы водителей в обоих вопросах. Неписаные правила дорожного поведения становятся писаными. Взаимоотношения между участниками дорожного движения становятся понятными. Отношения между водителем и сотрудником ГАИ становятся прозрачными, потому что любое обвинение инспектора можно перепроверить и убедиться в его обоснованности.

Все утверждения автора основаны на многолетнем опыте езды за рулем (как личном, так и других водителей) и действующем законодательстве Украины.

 

2. Нарушение на дороге – проступок или преступление водителя?

 

Прежде чем садиться за руль транспортного средства, любой водитель должен знать, что при нарушении им Правил дорожного движения его действия, в зависимости от наступивших последствий, могут квалифицироваться по уголовному, гражданскому или административному праву. Следует хорошо понимать, от чего это зависит и каковы последствия того или иного события на дороге.1. Уголовная ответственность водителя предусмотрена ст. 286 Уголовного кодекса Украины и наступает в случае нарушения правил безопасности дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, в результате чего пострадали или погибли люди. Такие действия квалифицируются как преступление!

2. Степень тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), влияет на квалификацию действий водителя, виновного в случившемся.

3. При нанесении пострадавшему телесных повреждений средней тяжести водителю грозит штраф в размере от 3400 до 8500 грн., или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

4. Те же деяния, повлекшие смерть потерпевшего или причинившие потерпевшему тяжкие телесные повреждения, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

5. Если деяния виновного повлекли гибель нескольких лиц, ему грозит лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до трех лет.

6. Согласно правилам проведения судебно-медицинской экспертизы к признакам тяжких телесных повреждений относятся: опасность для жизни; потеря зрения, слуха, речи, какого-либо органа или его функции; расстройство здоровья, повлекшее стойкую утрату общей трудоспособности более чем на одну треть или полную утрату профессиональной трудоспособности; повреждения, вызывающие неизгладимое обезображивание лица; прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

7. К признакам телесных повреждений средней тяжести относятся длительное расстройство здоровья или временная утрата трудоспособности потерпевшего на срок более трех недель (21 дня). Часто к таким последствиям относятся различные переломы.

8. Степень телесных повреждений пострадавшего имеет большое значение для виновника ДТП. Иногда бывает, что у пострадавшего небольшие синяки на теле, а инспектор ГАИ сообщает водителю о перспективах открытия уголовного дела. При этом, как говорится, “у страха глаза велики” – водитель начинает совершать непредсказуемые действия, пытаясь уладить вопрос незаконным путем. Зачастую “подливают масла в огонь” и родственники пострадавшего, называющие немалые суммы за “решение вопроса”. Поэтому, если вы попали в неприятную ситуацию, совершили ДТП и при этом есть пострадавший,попытайтесь всеми доступными, но законными способами выяснить степень его повреждений. При легкой их степени уголовная ответственность не наступает!

9. Если в результате ДТП или эксплуатации транспортного средства причинен материальный ущерб третьим лицам, наступает гражданская ответственность водителя, которая является имущественной и носит компенсационный характер. Проще говоря, гражданская ответственность возникает тогда, когда один гражданин причинил ущерб (вред) другому. Согласно Гражданскому кодексу Украины, причинивший вред обязан его возместить.

10. Если в момент совершения ДТП водитель находился за рулем служебной машины и при исполнении своих обязанностей, то есть на работе, ущерб возмещает фирма – владелец авто. Однако за серьезные последствия аварии, грозящие уголовной ответственностью, водитель будет расплачиваться все-таки сам.

11. Законодательством предусмотрены случаи, когда владелец авто освобождается от возмещения ущерба. Например, если у человека угнали его машину, и при этом угонщики имели неосторожность стать виновниками ДТП, то ответственность за причиненный вред в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие автомобилем.

12. От возмещения ущерба водителя также освободят, если будет доказано, что вред причинен потерпевшему в результате его собственного умысла. Например, при имитации ДТП с целью получения возмещения от страховой компании. Или, что бывает чаще, – наличными на месте. О дорожных “подставах” все наслышаны.

13. Еще одна ситуация, когда водитель не будет возмещать причиненный им ущерб, – если причиной вреда стало действие непреодолимой силы (цунами, извержение вулкана, наводнение, нашествие саранчи и т. д.).

14. Самым распространенным на дороге является административное правонарушение – несоблюдение правил поведения в обществе, устанавливаемых органами общественного управления (администрацией). Для водителей таким органом является Кабинет министров, утвердивший Правила дорожного движения. Их нарушение классифицируется как административный проступок, влекущий нарушение прав и свобод других граждан. При этом не только действие, но в некоторых случаях и бездействие тоже считается правонарушением. К примеру, вы изменили место жительства и не внесли изменения в регистрационные документы на автомобиль. Вы ничего не делали, но закон нарушили, со всеми вытекающими последствиями.

15. Основным отличием административного проступка от уголовного преступления является меньшая общественная опасность содеянного, и как следствие – менее суровое наказание. Для автомобилистов такими наказаниями могут быть: предупреждение, штраф, временное задержание транспортного средства, лишение права управления транспортным средством или общественные работы.

16. Все штрафы ГАИ имеют “вилку” – от минимального до максимального. От чего зависит размер штрафа? Существенное значение при определении меры наказания за совершенное водителем административное правонарушение имеет степень вины. Выражается она в умысле или неосторожности.

17. Умышленным правонарушением считается действие, совершая которое, человек осознавал свои действия и возможные последствия, влекущие нарушение чьих-либо прав или установленных правил. Самым ярким примером могут послужить некоторые граждане, которые постоянно обгоняют на перекрестках, хаотично перестраиваются из ряда в ряд, проезжают на красный сигнал светофора, превышают скорость движения без какой-либо объективной причины, паркуются как попало и где попало, создавая массу неудобств для других участников дорожного движения. Назвать подобные их действия неосознанными практически невозможно – это злостные нарушители, так как их действия являются умышленными.

18. Неумышленным, или совершенным по неосторожности признается административное правонарушение, при котором водитель мог предвидеть негативные последствия своего поступка, но по своему легкомыслию (если угодно – глупости, неопытности и пр.) предполагал, что такие последствия не наступят. Проще говоря, действовал “на авось”. Примеры: обгон на закрытых перекрестках, ДТП с формулировкой “не справился с управлением”, прием какого-либо лекарства, несовместимого с вождением, без ознакомления с его составом (при этом могут оформить протокол за езду в нетрезвом виде).

19. Вина водителя в случае того или иного нарушения должна обязательно присутствовать. Иначе его действия могут классифицироваться как угодно, но только не в качестве административного правонарушения. Таковы требования законодательства. В ст. 280 Административного кодекса прямо указано, что судья (а его роль на дороге исполняет инспектор ГАИ) обязательно должен установить наличие вины. А если таковой нет, дело закрывается с формулировкой “за отсутствием состава правонарушения”. К примеру, приближаясь к населенному пункту по дороге с двумя полосами для движения в одном направлении, водитель не увидел дорожный знак, обозначающий начало населенного пункта. Уже в пределах населенного пункта его остановил патруль ДПС и обвинил в превышении скорости. Но есть ли в этом вина водителя? Ведь он двигался в левом ряду, опережая крупногабаритное транспортное средство, за которым и спрятался дорожный знак. К тому же, вопреки требованиям действующего государственного стандарта, сам знак не был продублирован с левой стороны дороги и был установлен задолго до места, где начинаются городские строения. Откуда же водитель мог знать о том, что он уже двигается в пределах населенного пункта? Вот и получается, что превышение скорости есть, а вины водителя в допущенном правонарушении нет. Налицо отсутствие состава административного правонарушения.

20. Любое административное правонарушение имеет срок давности. Это означает, что привлечь водителя к ответственности за совершение правонарушения можно не позднее чем через три месяца в суде или не позднее чем через два месяца при рассмотрении дела должностными лицами Госавтоинспекции. Этот срок исчисляется с момента совершения административного правонарушения. Исключением является длительное по времени деяние. К примеру, нарушение правил государственной регистрации транспортного средства. Место жительства вы изменили, а внести изменения в техпаспорт забыли. Это является нарушением, оно не происходит одномоментно и заканчивается либо добровольным устранением нарушения, либо наказанием за его совершение.

21. Правонарушением является не любое нарушение ПДД, а только тех правил, за несоблюдение которых ответственность предусмотрена Административным кодексом. К примеру, в некоторых странах движение по встречной полосе является серьезнейшим правонарушением, потому и карается лишением права управления. А вот у нас ответственность за это не предусмотрена. И если должностное лицо Госавтоинспекции пытается обвинить вас в совершении правонарушения, оно должно указать в протоколе конкретный пункт Правил, который вы нарушили. При этом неправильное указание этого пункта может послужить для опытного адвоката основанием для закрытия вашего дела раз и навсегда.

22. Незнание закона не избавляет вас от ответственности! Вместе с тем, никто и никогда не сможет признать вас виновным в преступлении или совершении проступка, пока ваша вина не будет доказана.

 

3. Неписаные правила дорог


Непререкаемый канон для всех автомобилистов – Правила дорожного движения (ПДД), которые необходимо выполнять беспрекословно, потому что они – повторимся – “писаны кровью”. Но, как уже было отмечено, есть и неписаные правила поведения на дороге, выработанные многолетним водительским опытом, соблюдение которых – залог комфорта и безопасности, а игнорирование или незнание – источник проблем.

К примеру, двигаясь в крайнем ряду, вы видите, что проезжую часть начинает переходить пешеход. Понятное дело, притормаживаете, пропуская его, человек продолжает переходить дорогу (иногда даже кивнет в знак благодарности, что вы его уважаете), выходит из-за вашей машины, и тут мимо него проносится одна машина, вторая. А сделай он еще шаг, и … С точки зрения закона вашей вины нет – вы безукоризненно выполнили требование ПДД, но своими действиями побудили пешехода к дальнейшему движению, тем самым оказав ему “медвежью услугу” и обеспечив себя неприятными эмоциями.

Другой пример. Вы уступили дорогу спешащей вслед за вами машине. В свою очередь, ее водитель мигнул в ответ аварийной сигнализацией, поблагодарив вас за создание благоприятных условий для обгона. Душа поет после встречи с вежливым и доброжелательным коллегой-водителем на дороге. Такие сигналы в ПДД не предусмотрены, однако помогают создать доброжелательную обстановку на дороге и повысить безопасность дорожного движения.

Помните, реальная дорога очень отличается от той, о которой написано в Правилах дорожного движения. Это свой мир, в котором действуют неписаные законы. Знать и соблюдать их не менее важно, чем ПДД. Во многих развитых странах неписаные правила существуют очень давно, потому что исходят из приоритета ценности жизни и времени всех участников дорожного движения. Постарайтесь соблюдать главные из них.

1. Многие ситуации на дороге возникают не по злому умыслу, а лишь потому, что человек “не знал”, “не подумал” или “не предположил”, что и как можно сделать.

2. Один из основных неписаных законов называется “правилом трех Д”, потому что гласит: “Дай Дорогу Дураку”. В роли такового может оказаться любой водитель, чьи действия для вас являются непонятными, вызывающими тревогу или недоразумение. Уступите такому дорогу и держитесь от таких водителей подальше, даже если с точки зрения ПДД вы абсолютно правы!

3. Привыкайте с первых минут за рулем к плавности и логичности, не допускайте никаких резких движений, метаний, смены курса или скорости. Иначе к “дуракам” причислят вас. Указатели поворотов используйте грамотно и своевременно. Так ваши действия будут понятны окружающим, а значит, безопасны. Нужно перестроиться – сначала включаем поворотник, затем смотрим в зеркало и только потом совершаем движение рулем или педалями. Включайте поворотники, даже если вам кажется, что маневр понятен или никого нет рядом.

4. Обгон – самый опасный маневр. Это потенциально смертельный маневр. Всегда надо помнить об этом. Сто раз подумайте, нужно ли обгонять. Не выдвигайтесь на полкорпуса автомобиля перед обгоном, чтобы посмотреть – не идет ли встречный. Это мешает движущемуся за вами транспортному средству. Не подлезьте при обгоне под впереди идущий автомобиль. При резком торможении – стопроцентный удар.

5. При малейшем признаке дождя включайте ближний свет. Вообще старайтесь двигаться за городом с ближним светом фар даже в летнее время (зимой это предписано новой редакцией ПДД). При определенном стечении обстоятельств (например, яркое солнце, пробивающееся через густые деревья) встречный автомобиль может стать практически невидимым, и очень неприятно, выходя на обгон, заметить ТС, несущееся в лоб.

6. Если вы уткнулись в медленно движущийся автомобиль, за которым собралось еще несколько машин, старайтесь удерживать дистанцию, а не жаться вплотную к идущему впереди транспортному средству. Кто-то из движущихся позади вас водителей может решиться на обгон. Если обогнать всю колонну он не сможет, при появлении встречного автомобиля он будет лихорадочно прятаться в колонну. Оставьте ему место или притормозите, иначе обгоняющему грозит самое опасное ДТП – лобовое столкновение.

7. Приятно ехать в машине под звуки любимой мелодии. Но громко звучащая музыка отвлекает от дороги. Учтите, что вовремя услышанный звуковой сигнал, визг шин тормозящего автомобиля или даже шум двигателя – такой же источник информации, как и зеркала заднего и бокового вида. Даже двигаясь по свободной загородной скоростной трассе, приглушите на минуту-другую звучание аудиосистемы и послушайте, не скрипят ли тормозные колодки при торможении, нет ли каких-нибудь изменений в шуме колес.

8. Сидящий за рулем должен быть своеобразным “локатором”, улавливающим и запоминающим все движущиеся и неподвижные объекты. Сектор обзора у водителя должен быть 360 градусов, а память – на две-три машины в каждую сторону. Привыкнув “спиной” помнить, где находятся соседи сзади и сбоку, в трудной ситуации вы получите фору в 2-3 секунды, чтобы оценить с помощью зеркал, куда вам перестроиться. А ведь три секунды при 50 км/час – это почти 35 метров пути!

9. Многие водители, как опытные, так и новички, расслабляются, подъезжая к дому. Но именно тут – в непосредственной близости от знакомых переулков – нередко поджидает неприятность. И лишь потому, что внимание уже не то. По статистике, примерно четверть всех инцидентов происходит не далее чем в 5 км от дома. Поэтому оставайтесь бдительными до самого конца поездки.

10. Вы благополучно провели за рулем почти год? Вы стали ездить быстрее и увереннее? Машина цела, и путешествие от дома до работы больше не пугает, а, напротив, вызывает ощущение полного контроля над всем? Спешу огорчить – это ошибочное чувство. Период эйфории был у всех, но далеко не каждый преодолел его без аварий. Никогда – подчеркиваю, никогда! – нельзя переоценивать свои способности и опыт. Тем более что на дороге вы не в одиночестве и всегда должны быть готовы к любой неожиданной ситуации.

11. Устал, засыпаешь – немедленно остановись! Для избавления от ощущения сонливости водителю достаточно поспать 10-15 минут. Однако никогда этого не делайте при включенном двигателе, даже в зимнее время года. При определенных условиях (безветренная погода, негерметичность салона автомобиля и т. д.) выхлопные газы могут попасть в салон автомобиля. Это чревато гибелью! Спите ровно столько, насколько хватит тепла в заранее прогретом автомобиле. Этого времени вам будет достаточно.

12. Следующее правило, приписываемое народной мудрости, гласит: “Если не предупредил водителей встречных автомобилей о затаившихся в поиске добычи гаишниках, то завтра от тебя отвернется лучший друг”. Речь идет о неписаных правилах применения световых приборов автомобиля. Два кратковременных включения дальнего света – самый распространенный сигнал на наших трассах. Он означает, что впереди по ходу движения притаились в засаде сотрудники дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. Получив подобное предостережение от встречных водителей, не поленитесь поблагодарить их жестом руки, обращенной ладонью вперед. Как правило, мигает несколько встречных машин, так что этот сигнал вы, скорее всего, не сможете пропустить.

13. Помните, что наказание водителей за предупреждение своих коллег о гаишной засаде с помощью дальнего света фар законодательством не предусмотрено.

14. Предупреждающее о гаишной засаде мигание дальним светом должно быть непременно двойным, потому что, кроме этого, есть еще целый ряд световых сигналов и жестов, имеющих совсем иное значение.

15. В случае особой опасности: дорожный провал, вывалившийся на дорогу груз, открытый канализационный люк и т. д. – встречному можно коротко мигнуть “дальним” три и более раза. Частое мигание будет означать, что у него впереди опасный участок дороги или серьезное дорожно-транспортное происшествие.

16. Свет “длинный дальний” встречному автомобилю также используется в экстренных ситуациях: он либо обозначает вас перед встречным, собирающимся выйти на вашу полосу для опасного обгона, либо в ночное время сообщает встречному, что его фары вас слепят, и вы требуете от него переключения на ближний свет. Так что если встречная машина моргнула “длинным дальним” при включенном у вас ближнем свете, то посмотрите в зеркало: возможно, это сигналят не вам, а тому, кто вас обгоняет; возможно и то, что ваши фары так плохо отрегулированы, что слепят встречных даже ближним светом.

17. “Длинный дальний” встречному применяется также в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на встречную полосу, водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину принять правее или притормозить, чтобы благополучно разъехаться.

18. Чтобы избежать ослепления светом встречных автомобилей, можно воспользоваться некоторыми “хитростями”. Во-первых, старайтесь не смотреть на фары встречных машин и прижмитесь к правой стороне проезжей части. Если ослепления избежать все же не удается, то закройте левый глаз. Правый при этом подвергнется ослеплению и будет восстанавливаться секунд шесть – восемь. Однако если второй глаз не ослеплен, то общее восстановление зрения происходит на тридцать – пятьдесят процентов быстрее. И наконец, будьте готовы в случае ослепления, в соответствии с требованиями ПДД, снизить скорость вплоть до полной остановки, включить “аварийку” и остановиться, не меняя при этом направление движения.

19. Светом фар сигналят не только встречным, но и попутным автомобилям. У опытных водителей принято предупреждать обгоняемое транспортное средство о приближении сзади одним “коротким дальним светом” (что означает “обрати внимание – обгоняю” или “уступи полосу”). Короткий сигнал никого не успевает ослепить и лучше привлекает внимание. Однако в вечернее или ночное время при обгоне лучше воспользоваться коротким звуковым сигналом, а не слепящим дальним светом. Чтобы дать понять обгоняющему, что его сигнал замечен, обгоняемому лучше сразу включить правый поворотник.

20. Кстати, если вас обгоняет фура, считается правилом хорошего тона коротко моргнуть дальним светом по завершении ее маневра. Ведь водитель огромной машины не всегда может определить, когда можно завершить обгон, не задев обгоняемую машину.

21. “Длинный дальний” попутному означает также просьбу уступить дорогу.

22. Переключение ближнего/дальнего света используется для привлечения внимания не только при обгоне, но и при выезде из глухих дворов, ворот и переулков, на “закрытых” поворотах или при движении через неохраняемые железнодорожные переезды.

23. “Длинный дальний” в лицо или бок других транспортных средств используется при маневрировании в городской толчее. Однако он может иметь два смысла – “пропусти” или “пропускаю”. Согласитесь, что в этом есть принципиальная разница. Чтобы не ввести в заблуждение пропускаемого, необходимо совместить световой сигнал с соответствующим жестом рукой. Это актуально, когда, например, встречному автомобилю нужно повернуть, а дорожный затор мешает ему совершить этот маневр.

24. Будьте бдительны, миганием дальним светом надо пользоваться очень осторожно.Во-первых, потому, что яркий дальний свет может ослепить как встречного, так и попутного водителя, а во-вторых, беспорядочное моргание может ввести в заблуждение коллег на дороге и еще больше осложнить и без того непростую отечественную дорожную обстановку.

25. Помните, что в темное время суток пользоваться дальним светом необходимо максимально осторожно. О том, что перед встречной машиной дальний свет нужно переключить на ближний, знают практически все водители. Признаком хорошего тона считается заблаговременное переключение света, до того как встречная машина покажется из-за поворота или пригорка. А вот о том, что, догоняя машину на ночной дороге, тоже нужно переключаться на ближний свет, вспоминают только опытные водители. Зеркало заднего вида можно “затемнить”, а вот из бокового зеркала обгоняющая с дальним светом машина будет нещадно слепить водителя обгоняемой.

26. Переключаться на ближний свет нужно и тогда, когда обгоняют вас. Подумайте о том, что после обгона более быстрый автомобиль попадает в менее освещенную зону. Пока он вас обгонял, дорогу ему освещали четыре фары – его и ваши, а когда он оказался впереди – только две, и тут уже обгоняющему водителю помешает яркий свет фар вашего автомобиля в его зеркалах!

27. Вы наверняка знаете, что сигналы мигающих поворотников следует включать заблаговременно при любых маневрах (обгон, поворот, разворот, перестроение в другой ряд и т. д.). Тем самым вы заранее даете знать другим водителям о своих намерениях. Однако существуют неписаные правила подачи предупредительных сигналов при помощи поворотников.

28. Если вы собираетесь повернуть на перекрестке, перед которым в непосредственной близости расположен еще один перекресток, не включайте указатели поворота до тех пор, пока не проедете первый перекресток.

29. После того как вы повернули, не забудьте проконтролировать, выключены ли поворотники. При плавном повороте автоматическое выключение сигналов может не сработать, что даст повод другим участникам движения выбрать траекторию, пересекающуюся с вашей.

30. Включайте указатели поворота не менее чем за 4-5 секунд до начала выполнения маневра. Не перенимайте дурную привычку не включать указатель при правом повороте – это опасно.

31. Если дорога, по которой вы едете, поворачивает, а вы продолжаете двигаться по той же полосе и дальше, сигналы поворота не включайте. Но если на перекрестке вы двигаетесь по главной дороге, меняющей направление, включить поворот надо обязательно.

32. При движении задним ходом включайте поворотники с той стороны, в которую будет поворачивать задняя часть вашего автомобиля.

33. Помните, помимо обозначения маневров вашего транспортного средства, поворотники – это язык водителя, которым можно подавать массу полезных сигналов. Тот, кто его не использует – просто немой.

34. Включение левого поворотника в крайнем левом ряду – просьба движущемуся впереди транспортному средству принять правее и дать возможность его обогнать. Применяется довольно редко, но в сочетании с длинным дальним светом дает необходимый результат.

35. Левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но не вернулся на свою полосу движения, – сигнал для остальных, тянущихся за тихоходом транспортных средств, о том, что впереди полоса встречного движения свободна и можно совершать обгон вслед за ним.

36. Если ночью догоняемый вами автомобиль включил “аварийку”, значит, вы слепите его через зеркала.

37. Если вы увидели, что идущий следом автомобиль включил правый указатель поворота и мигнул несколько раз дальним светом фар, значит, вас догнал старый знакомый – этот сигнал обозначает просьбу остановиться у обочины.

38. Водители больших машин сидят высоко над дорогой и видят дальше легковушек. Они знают, что у вас обзор куда хуже, поэтому часто помогают вам совершить обгон. Если, например, большегрузная фура или автобус включает левый поворотник, но не спешит поворачивать, знайте, что их водитель просто предупреждает вас об опасности обгона (впереди невидимый вам встречный транспорт!), а если левый поворотник сменился на правый, то этот автомобиль можно спокойно обгонять: впереди свободно. Такого водителя неплохо и поблагодарить морганием своей “аварийки”. Согласитесь, приятно иногда услышать после этого в спину басовитый короткий гудок, означающий “Да ладно, рад был помочь…”.

39. Короткое мигание “аварийкой” все больше входит в моду в качестве благодарности за любую услугу (например, если вам уступили дорогу или выпустили на выезде с парковки). Такое мигание может означать или благодарность, или извинение за причиненные неудобства. Кстати, всегда включайте “аварийку” при любых остановках на трассе или обочине – и ночью, и днем, и в том случае, когда ваш автомобиль останавливает инспектор ГАИ. К тому же это прямое требование Правил дорожного движения.

40. Включение аварийной световой сигнализации на автомобиле, совершившем экстренное торможение,- информация для движущихся позади транспортных средств о том, что впереди подстерегает какая-то опасность (ремонт дороги, авария, дорожный затор и тому подобное), не обозначенная соответствующими дорожными знаками.

41. Помимо световых сигналов, существует особый и довольно разнообразный язык общения на трассе при помощи жестов. Например, при разъездах на пересечениях равнозначных дорог водители иногда показывают жестами, кто должен проехать первым.

42. Если вы находитесь в визуальной видимости, то вместо благодарственного мигания “аварийкой” можно просто поднять руку из вежливости или кивнуть головой. Это стимулирует человека и впредь помогать коллегам. Да и всегда приятно чувствовать, что на дороге вы не один.

43. Жест руками в сторону двери вашего авто может означать неплотно закрытую дверь или зажатую в дверном проеме одежду.

44. Если кисть руки описывает круг и указывает вниз, то у вашего автомобиля, скорее всего, спущена шина.

45. Хлопая ладонью по воздуху, вам показывают, что у вас открыт багажник.

46. Если кто-то “поморгает” ладошкой или покажет на глаза, то это может означать не выключенные после тоннеля габариты или поворотники.

47. Водитель, стоящий у открытого капота и голосующий, нуждается в технической помощи. Если он с ведром или канистрой – ему нужен бензин. А если он показывает трос, то дело совсем плохо и он просится на буксир.

48. Если у стоящего автомобиля открыта водительская дверь, то его водитель просит о помощи: он чувствует себя плохо или ощутил приближение приступа боли, при котором может понадобиться помощь.

49. Даже такой жест, как фига в вашу сторону, у грузовых автомобилей означает попадание камня или другого постороннего предмета между задними двойными колесами машины.

50. Указание рукой на обочину означает обнаруженную у вас серьезную неисправность, при которой необходимо срочно остановиться и принять меры (в особых случаях внимание дополнительно привлекают звуковым сигналом или миганием фар).

51. Все остальные жесты тоже допустимы. Главное, что в таких случаях следует помнить – все действия и жесты должны быть понятными для других водителей и пешеходов, что поможет избежать многих критических ситуаций.

52. Интересно, что реакция водителя на звуковой сигнал практически мгновенна (в 5-7 раз быстрее, чем на вспышки света), но гудят водители, как правило, очень редко и в основном только для ругательств и выражения недовольства (например, многократные короткие сигналы – негодование из-за нарушения другими правил дорожного движения). Исключением является разве что встреча на дороге старых знакомых, которые обмениваются короткими позитивными гудками, смысл которых вполне понятен. Кроме того, в ответ на ваше “спасибо” миганием “аварийкой” может раздаться коротенький гудок – это значит “пожалуйста” или “не стоит благодарности”.

53. Не забывайте, что звуковые сигналы в населенных пунктах запрещены, хотя автомобильный гудок порой может оказаться единственным средством общения с другими людьми. Во всяком случае, звуковые сигналы нередко используют для предупреждения окружающих при резких маневрах, на узких горных дорогах или даже в глухой пробке. Однако гудок не предохранит вас от аварии, и лучше заблаговременно использовать тормоз, нежели звуковой сигнал. Кроме того, неожиданный гудок может обескуражить зазевавшегося водителя, и он наделает больше ошибок. И уж точно никогда не следует сигналить от злости.

54. Помните, ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость,особенно на дороге. И пренебрежение ею имеет принцип бумеранга: когда-нибудь может ударить по вас. Людям на дорогах давно стало тесно. Поэтому особенно важным становится психологический комфорт внутри автомобиля, социальное единение с коллегами по потоку и, конечно, возможность и желание быстро и неформально находить с ними общий язык и решать проблемы, избегая при этом экстремальных ситуаций.

Пресс-служба “Авто-Юрист”

Понравилась запись? поделись: 

comments powered by Disqus

Вас может заинтересовать: