Дневные ходовые огни (ДХО) или ближний свет. Мифы и реальность.

Как известно всем водителям Украины, согласно последним изменениям в ПДД (введенным в действие 15 апреля 2013года), в период с 1-го октября по 1-е мая, в светлое время суток на всех транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, если они есть в конструкции машины, либо ближний свет (п. 9.8 ПДД). За нарушение этого правила ГАИ угрожает, наказанием по ст.122 ч. 2 (нарушение правил пользование внешними световыми приборами) в виде штрафа от 425 до 510 грн.

В данной статье мы хотели бы рассказать, зачем нужно включать свет в дневное время, что такое ДХО и действительно ли ГАИ должно выписывать такой большой штраф за нарушением ПДД п. 9.8

Итак, ДХО (DRL) – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости транспортного средства спереди в светлое время суток. Не следует путать их со стояночными илигабаритными огнями, которые имеют меньшую яркость и предназначены для обозначения габаритов автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Цель ДХО – отметиться в глазах водителя встречного транспортного средства (или пешехода), при этом не ослепив его. Формально это значит, что ДХО должно светить в глаза встречному транспорту и пешеходу (еще выше).

Есть несколько вариантов исполнения ДХО в разных странах мира. К примеру, в Великобритании в качестве ДХО используются фары ближнего света, но при этом их напряжение должно быть понижено. В США принято использовать фары дальнего света, опять же на пониженном напряжении. Отдельные ходовые огни – обязательно использовать в Скандинавских странах. При этом все машины, производящиеся в этих странах идут с установленными таким огнями. В России предусмотрено использование противотуманных фар в качестве ДХО.

Почему ведущие мировые страны пошли на то, чтобы использовать именно уменьшенную мощность? Основной фактов – это экологическая проблема. При включенном головном свете – возрастает потребляемая мощность генератора, соответственно приблизительно на 5% (по расчетам экспертов) возрастает потребление бензина и отсюда увеличивается выброс в атмосферу.

Давайте рассмотрим несколько вариантов.
1. Использование противотуманных фар (ПТФ). Основное направление свечения противотуманных фар – это понизу дороги, чтобы в туман можно было что-то увидеть. Поэтому как ДХО они не сильно эффективны. Обычная мощность лампочки в ПТФ (H11) составляет – 55Вт, т.е. езда днем будет стоит вам лишних 110 Вт энергии генератора, дополнительно не забываем, что ПТФ работают при включенных габаритах. Полная мощность составит порядка 150-160Вт. Это выльется в расходы бензина (если посчитать цифру в год – станет совсем страшно). К тому же снизится ресурс лампы ПТФ при цене
H11 порядка 90 грн за штуку.
2. Использование ближнего света фар, которые мы должны включать, согласно ПДД днем при езде по городу. Если пристально вглядеться в этот вариант, то по эффективности он не сильно отличается от ПТФ. Ходовой огонь для эффективности должен светить в глаза встречного транспорта, а ближний свет специально регулируется для свечения в дорогу (чтобы ночью не ослеплять водителей). По мощности также не сильно отличается от ПТФ. Мощность ламп ближнего света – 55Вт, итоговая мощность с включенными габаритами – те же 150Вт дополнительной круглосуточной нагрузки на генератор. Такая нагрузка часто выливается в недозаряд аккумулятора (особенно в зимнее время), нагрузку на проводку и контактную группу замка зажигания. По информации с РФ, на машинах, особенно российской сборки, очень часто стали менять именно контактную группу зажигания, наряду с фарами ближнего света.
3. Дальний свет мы рассматривать не будем, хотя это один из самых эффективных методов использования его, как ДХО. Для этого он делается в полнакала и является самым эффективным, но к сожалению, он никак не принят нашей редакцией ПДД.

4. ДХО – дневные ходовые огни. Это отдельно продающиеся фары со светодиодными огнями белого света, которые устанавливаются впереди транспортного средства согласно ДСТУ UN/ECE R 48-02:2002. Обычная мощность одной фары ДХО составляет 5-10 Вт и особой нагрузки и повышения расхода топлива – не вызывает.

В современных автомобилях ДХО устанавливает уже производитель. ДСТУ UN/ECER 48-02:2002 разрешает факультативную установку огней дневного света, если они будут соответствовать описанным в ДСТУ требования. Размещение – по ширине – точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства. Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм. По высоте – на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.По длине – на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства. Геометрическая видимость: горизонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь. Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали. Функциональная электрическая схема. В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение “включено” орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения. При этом хотелось бы отметить, что сила света каждого дневного огня на выходной оси не должны быть ниже 400 кд и выше 1200 кд.

Особенно хотелось бы отметить факт, что ПДД явно не запрещают устанавливать ДХО в конструкцию транспортного средства. ЦБДД – выдал свое письмо, в котором они настаивают на то, что ДХО должны быть только установлены производителем автомобиля. Но имеется и другое письмо, что в Украине есть ДСТУ, которое разрешает факультативную установку ДХО. Единственное требование – соответствие этому стандарту, т.е. елочные диоды, приклеенные на бампер, естественно требованию стандарту не соответствуют. Поэтому, если вы не уверены в том, что купленные Вами и установленные ДХО соответствуют ДСТУ – мы советуем их не ставить, а пользоваться за городом ближним светом.

Еще бы хотелось поговорить по поводу наказания за «не включённый» на трассе за городом в дневное время ближний свет. С ДХО понятно – если они установлены, они всегда горят. А вот что делать с тем, что кто-то забыл включить ближний свет. И так ГАИ, расценивает это как нарушение правил пользования осветительными приборами, что наказывается согласно ст. 122 ч.2 КУпАП. Правильно ли это?

Требования включить в дневное время ближний свет фар описано в п. 9.8 настоящих ПДД. Раздел № 9 ПДД посвящен ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ сигналам. И это понятно, поскольку ближний свет в дневное время явно не включается с целью осветить, а только с целью предупредить водителя встречного транспортного средства. Внешние световые приборы, а также правила их пользования описаны в разделе № 19 ПДД. Поэтому исходя из этого, использования формулировки «нарушение правил пользования внешними осветительными приборами» для описания нарушения ПДД п. 9.8 – явно не подходит. Но КУпАП ст. 122 ч.2 предусматривает и наказание за нарушение правил пользования предупредительными сигналами при начале движения или при изменении его направления. В данном случае, всем понятно, что речь идет о использовании сигналов поворотов, но никак не ДХО или ближнего света за городом в дневное время. Таким образом ст. 122 ч.2 не подходит для классификации такого нарушения. Поэтому единственное, на наш взгляд, правильная трактовка этого нарушения – это ст. 125 КУпАП – иные нарушения ПДД не предусмотренные другими статьями. И наказание – это предупреждение.

Но все равно, не смотря на это, редакция обращается ко всем водителям! Включенные за городом дневные ходовые огни или ближний свет фар – это ваша личная пассивная безопасность. Благодаря тому, что ваше транспортное средство видно из далека другим водителем – он сможет заранее подготовится к опасному маневру, повороту, обгону и т.д. или подождать не совершать его. Культура водителей на дорогах – это безопасность дорожного движения и сохраненные человеческие жизни! Не нарушайте ПДД.

Правозащитник Петр Моругин.

Понравилась запись? поделись: 

comments powered by Disqus

Вас может заинтересовать: